|
|
Истории голос стальной, Ритмы первой пятилетки Стальная конница. Сколько ж всяких чудес видели пыльные ижевские улочки в первую пятилетку! Иные рабочие с дальних концов вынуждены были (трамвая нет, а коня не прокормишь) катить к заводу на велосипедах. Товар этот был в остром дефиците, и вместо 160 рублей по магазинной цене энтузиастам приходилось выкладывать спекулянту до сотенной «сверху». Многим помогла вело-секция Автодора. Она выдавала нечто вроде акций, гарантирующих покупку «стального коня», да еще в рассрочку. Во вторую пятилетку только у главной проходной скапливалось по утрам с полсотни велосипедов, так что пришлось сооружать даже закрытый велогараж.
Но только этим проблем транспорта не решить. Требовалась «моторизация». И ох как вовремя выкатились из Угольных ворот можаровские «тарахтелки». Уже через неделю «Ижи» были брошены на жесточайшее испытание 4000-километровым пробегом Ижевск — Москва — Ленинград — Харьков — Москва. И они выдержали его в отличие от стройных, обкатанных годами «иностранок»! Все эти «Виндгофы», «Ольрайты», «Цюндапы» и «БМВ» плелись сзади, чуть не рассыпаясь на российских ухабах.
Изработанный, лишившийся части деталей первенец отечественного мотоциклостроения торжественно экспонируется сейчас в заводском музее. «Иж-1» по-своему изящен и очень рационален. Особый склад его пропорций надо связывать с теми условиями эксплуатации, на которые реально рассчитывал конструктор. Он с горечью писал: «Наши дороги не дорожное сооружение, а лишь «след» от телег, невероятный по игривости профиля... Недисциплинированность крестьян, заполняющих дороги, и первобытная пугливость лошадей дополняют картину лишений моториста... Ставить развитие нашей моторизации в зависимость от дорожного строительства смерти подобно... Территория Союза столь необъятна, что покрытие ее хотя бы редкой сетью шоссейных дорог — дело едва ли не целого столетия».
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
|