История города Ижевска

Ижевск — столица Удмуртской республики.
Город образован в 1760 году
  Основатели Ижевска     Фотогалерея  

 
 
 

Истории голос стальной, Ритмы первой пятилетки


«Иж-1» своей мощной, суровой красотой напоминает какой-нибудь бронированный катер. По его широким плоскостям цвета хаки густо рассыпаны блестящие болты, заклепки, крышки. Подобно рогам могучего зверя сложно изогнут большой руль с особыми кожухами — «ушами» — на концах для защиты рук. Динамичны обводы штампованной рамы из двух цельных ферм. Ребристый кокон из них вобрал в свое нутро и бензобак, и двухцилиндровый мотор. А сверху широченное седло какого-то подозрительно лошадиного вида. Действительно, сам Можаров писал, что «кавалерийский профиль седла» обеспечивает в данном случае наибольшую «плотность посадки».

Слияние новейших, сугубо индустриальных и старинных, близких живой природе форм (кокон, рога, уши, лошадиное седло) породило самобытную красоту «Ижа». Можаров — основатель дизайна Удмуртии, смелый новатор. Мотоциклетный мир, например, одобрил штампованные, «можаровские» рамы. Нижнее утолщение их использовалось для выпуска газов. Непривычна введенная инженером карданная, а не цепная передача. Кардан имел свои достоинства, он еще возродится в других мотоциклах марки «Иж». Понравилась зарубежным фирмам мо-жаровская коляска с подрессорным колесом. Идею эту долго использовали на Западе.

Петр Владимирович обладал вполне художественной способностью создавать законченный образ машины. Месяца два он мог сидеть у пустой чертежной доски, думая, иногда записывая что-то в крохотной книжечке. Потом за день-два выдавал изящный, отточенный чертеж, показывающий всю компоновку машины!

Человек щедрого таланта, он действовал, как скульптор, создающий не просто единственную фигуру, а целую серию работ. Они позволяют ваятелю вжиться в образ, всесторонне прочувствовать его особенности, отобрать и развить наиболее удачные решения. Так и инженер «вылепил» сразу пять разных машин, наметив в эскизах шестую. Для двух первых Можаров заложил возможность бронирования и сцепки с зенитным пулеметом. Хоть и штатские «тачанки» делал ижевец, но запросы военного ведомства постарался учесть заранее.

«Ижики» готовились рвануться на заводские конвейеры и мировые автострады, чтобы принести позже новую славу столице Удмуртии.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18 


  © 2009   История города Ижевска с момента основания до конца 20-го века