История города Ижевска

Ижевск — столица Удмуртской республики.
Город образован в 1760 году
  Основатели Ижевска     Фотогалерея  

 
 
 

До войны, Время людей


Новые грани ижевского характера. За четыре года до войны из Кремля возгласили: «В стране создана материально-техническая база социализма». Спорный вопрос, что мы создали... Но в любом случае новинки техники, освоенные на Иже за вторую пятилетку, стали кирпичиками, упрочнившими в связке с другими фундамент нового общества. Но куда годна техника без людей? Ижевцев отмечали специфические черточки. Напомню, прежде таковыми были: военная струнка, культ старичков, любовь к возделыванию земли, постоянный интернационализм — готовность принять в свою семью пришлых...

И вот шесть последних десятилетий в мороз, слякоть или жару разгорались на Иже разные мотогонки, пробеги, кроссы, игры. Июльским днем 1935 года отшумел даже мотофестиваль. Ижевцы вытворяли чудеса: на ходу меняли друг друга за рулем, ехали всемером, гоняли мяч. А под конец фигурной ездой блеснул малец 12-ти лет. Все это влекло тысячи изощренных и страстных поклонников. Именно рычащие «ижи» стали символом исторически сформировавшегося ижевского характера: любви к технике, отваги, жажды соперничества и риска. Не случайно закалку мотоспортом прошли десятки известных конструкторов, ученых, общественных деятелей Удмуртии.

Над страной пролегли трассы легендарных перелетов, ну а на дорогах и по бездорожью СССР что ни месяц грохотали пробеги с участием «ижей». Сначала преследовали чисто технические цели: доказать преимущества ижевских конструкций. Но становились мотогонки и профессией. Первым гонщиком-спортсменом назову самого Можарова. Еще летом 1928 года он был отправлен заводом в Первый всесоюзный пробег Москва — Тифлис — Москва, дабы на практике выявить тип мотоцикла, наиболее подходящий к нашим условиям. Позже Петр Владимирович рисково (ломая ноги) гонял еще в двух пробегах, но уже на собственных моделях. Спортивные интересы были неотделимы для него от производственных.

Именно из гонщиков вырос самый первый на удмуртской земле мастер спорта. Им стал рабочий Николай Пе-шехонов. На всесоюзных соревнованиях 1937 года под Киевом, оседлав юркий «Иж-7», он обошел всех и в стокилометровом кроссе, и в трехсоткилометровой шоссейной гонке. Главный приз ижевцу вручил Герой Советского Союза А. В. Ляпидевский, судья соревнований. Машина была столь надежна, что ее рискнули осваивать женщины. По тем временам дело редкое! Под присмотром гонщика-инженера В. В. Рогожина 26 комсомолок с мотозавода и жен ИТР начали заниматься 15 февраля 1936 года на трехмесячных курсах. И смех, и горе! Поначалу азартные ижевчанки возвращались из парка, где пролегала учебная трасса, с ушибами. Но вот рули «семерок» уже не виляли в руках. Ну, а научившись ликвидировать мелкие поломки, женщины замахнулись на небывалое: свой пробег до Москвы в честь проекта новой конституции СССР!

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26 


  © 2009   История города Ижевска с момента основания до конца 20-го века