|
|
До войны, Время людей Многое значило для упорядочения застройки Ижевска введение за год до войны должности главного архитектора города. Самовольное строительство и всяческие отступления от генплана отныне решительно пресекались. Все больше смягчался прежний, сугубо конструктивистский облик города. Вместо строгих оштукатуренных плоскостей, асимметричных выступов и глухих балконов зодчие возлюбили лепные капители, сложные по профилю карнизы, всевозможные беседки и ротонды. Ижевск словно бы повеселел и расцвел, расставаясь с суровой униформой периода «военного коммунизма».
Новый ритм и более крупный масштаб городским ансамблям задали три краснокирпичные громады, поднявшиеся по Советской в квартале между улицами Коммунаров й Пушкинской. Эти дома архитекторы П. М. Попов и М. В. Пикулев проектировали уже по линиям, определенным последним генпланом.
Город как градостроительное явление начинался, разумеется, с генплана..Город как некая идеологическая цельность держался памятниками. Открывали их в революционные праздники по традиции, заложенной еще Лениным. В девятую годовщину Октября на косогоре у заводоуправления было черно от.многотысячной массы оружейников. Под «Интернационал» упало покрывало, и посреди «островка», что на лестнице, на постаменте, расписанном под мрамор, рабочие увидели бюст Ильича. Он смотрел на дымящийся завод, судьбы которого так волновали его.
На Первомай 1933 года у самого оживленного перекрестка открыли другой памятник. Никогда еще в нашем крае не ставили таких монументов — больших, в рост, в бронзе. Ижевские пролетарии давно и искренне любили И. Д. Пастухова: свой, понятный, из коренной рабочей семьи. А в трактовке крупного советского скульптора И. С. Ефимова эта коренастая фигура в рабочей блузе с трехлинейками, прислоненными к тискам, воспринималась как образ Ижевского Оружейника.
При открытии памятника прогремел трехкратный залп рабочего батальона, шелестели красные и траурные знамена, плакала на ступенях старушка-мать, лишь четыре года назад узнавшая, где был заживо погребен Иван...
34 года фигура его встречала поток рабочих, идущих с завода, определяла настрой демонстраций, покуда идеологические деляги не вывезли памятник революционеру в «ссылку», на глухой перекресток. Да еще потом упрятали монумент за шеренгу елей. Нашли, выходит,«стрелоч-ника» по давнему мятежу?
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26
|