История города Ижевска

Ижевск — столица Удмуртской республики.
Город образован в 1760 году
  Основатели Ижевска     Фотогалерея  

 
 
 

Между двух революций, Быть ли Ижевску городом?


Ямщики, пешеходы, таксисты. Ко всем бедам добавлялись транспортные страдания. Еще Дерябин завел «Ижевскую станцию», где менялись лихие ямщики, осуществлявшие, скажем так, междугородные пассажирские перевозки. С разрастанием города Ижа они обслуживали и внутренние потребности. Расцвет извозного промысла начинается с конца 1860-х годов. В 1901 году уже существовала специальная биржа ямщиков на Сенной площади.

В середине июня 1913 года произошел важнейший акт урбанизации села Ижева. Блистая никелем, медью и лаком, на Троицкую выехало громоздкое авто питерских умельцев — новая игрушка местного богатея и оригинала, купца Петра Симакова. Машина, фырча, резво двинулась в гору по Базарной. Бывшие там крестьяне в ужасе кричали «Шайтан! Шайтан!», а более привычные к технике покупатели — и взрослые и дети — бросили все и в восторге бежали вслед, глотая клубы пыли. Дальше базара Симаков ехать поостерегся. Подавляющее большинство здешних улиц было абсолютно не готово для автомобилизации. Необъятные ухабы, промоины и ямы, заполненные помоями, делали и менее-то механизированное продвижение опасным. 15 марта того же года, как сообщала уездная газета, в переулке между Куренной и Базарной ямщик утопил кошевку так, что пришлось ее распрягать и вытаскивать всем миром. Не лучше было пешеходам! Хождение по деревянным тротуарам требовало осторожности, а ночные прогулки и вообще отваги. Керосиновые фонари светили слабо, да и были только у господских домов.

Но вернемся к пионеру автомобилизации. Убедившись в неконкурентоспособности извозчиков и стойком интересе односельчан к экзотической новинке, он стал хлопотать о превращении ее в такси. На имя губернатора ушла просьба Симакова об открытии автомобильного маршрута до Гольян, а зимой до станции Чепца. Осуществился ли этот проект — неизвестно. Но в августе 1917 года какой-то делец устраивал катания на автомобиле от общественного сада до деревни Карлутки за рубль с персоны в один конец. Сейчас ту же самую «загородную» поездку можно совершить в четыре остановки за пятачок в пять минут, па троллейбусе пятого маршрута. Вообще город парадоксально сжался за последние полвека. То, что дедам и отцам нашим казалось из-за «ижгрязи» страшно далеким, ныне — под боком.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11 


  © 2009   История города Ижевска с момента основания до конца 20-го века