История города Ижевска

Ижевск — столица Удмуртской республики.
Город образован в 1760 году
  Основатели Ижевска     Фотогалерея  

 
 
 

Между двух революций, Быть ли Ижевску городом?


Как в Ижевск пришел поезд. Чудо XIX века добралось до Ижа только в 1910 году. Но потребов!алось еще пять лет, чтобы это нехитрое детище Стефенсона и Черепановых включило забытый богом поселок в железнодорожную сеть, объединявшую весь цивилизованный мир. Объем-перевозок грузов, особенно лесоматериала, резко возрос с началом массового производства трехлинеек. Лесосеки же уходили все дальше от завода. Еще в третьей четверти XIX века инженеры-путейцы составляли проекты лесных узкоколеек, но построить их не удавалось. Полумерой стало строительство внутризаводской железной дороги.

В ноябре 1907 года столичная комиссия одобрила проведение ширококолейного пути Сарапул — Ижевск — Ба-лезино с веткой на Воткинск. Об этом умоляли и сами жители, посылая особые депутации в Петербург. Под руководством инженера Голубова были проведены соответствующие изыскания, наметившие контуры маршрута. Но в полном объеме замысел осуществится через 37 лет.

27 августа 1908 года последовало разрешение на строительство узкоколейки от завода во второе лесничество. Через год у некоего кандидата коммерческих наук Р. X. Кальнинга приобрели 27 грузовых платформ и два паровоза коломенского производства. 29 сентября 1909 года паровозы доставили на Гольянскую пристань, а оттуда 40 лошадьми с превеликими трудностями — на заводской „двор. Были это громоздкие 13-тонные машины с американскими искротушителями и дровяным отоплением, способные тащить по метровой колее 275 тонн со скоростью одиннадцать верст в час. Фирма сжульничала, и всю зиму ижевским умельцам пришлось самим изобретать недостающее или заменять негодное (в том числе и те искро-тушители). Но вот все преодолели, и летом 1910 года обыватели впервые смогли наблюдать передвижение безлошадного экипажа. Разбежаться, правда, ему было негде. Рельсы от лесного склада на 14-й улице успели проложить всего верст па пять. На самих же паровозах пришлось вывозить остальные рельсы и шпалы. К осени 17-верстная дорога до лесничества была готова, и 20 октября состоялся первый рейс Ижевск — Мужвай. За пару лет ветку продлили до Постола.

В 1915 году началось строительство особой ветки на север. С помощью нескольких тысяч военнопленных к 1918 году ее довели до села Узгинского (Кекоран). Война 1914 года подстегнула сооружение не просто местных путей для транспортировки сырья, но уже и важных грузопассажирских магистралей, выходящих на соединение с другими магистралями. Первой такой линией стала военно-полевая железная дорога Ижевск — Гольяны, Изыскательские работы на ее трассе проходили под руководством инженера Бенземана уже летом 1896 года. Са-рапульские власти потребовали тянуть линию к их пристани, хотя этот маршрут был длиннее. Департамент железных дорог, ссылаясь на такую разноголосицу, отложил разрешение вопроса. Военный Министр вынужден был доложить царю на аудиенции:

— Сообщение между заводом и камской пристанью •непозволительно дурно. В случае мобилизации...

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11 


  © 2009   История города Ижевска с момента основания до конца 20-го века