|
|
До войны, Время техники Автозавод год 1936-й? На стыке двух первых пятилеток случилось еще одно славное начинание. О нем совсем забыли, хотя дело-то вышло позже огромное, многое определившее в судьбе столицы Удмуртии. По договору между автотранспортным НИИ и облсовнархозом весной 1932 года четыреста самых искусных металлистов начали готовить на втором этаже березинской фабрики десяток малолитражных автомобилей новой марки «Иж-НАТИ2». За них пришлось прямо-таки сражаться! Ведь все литье и поковки решили дать ижевскими силами. Требовались свинец и олово, бронза и никель, фасонное литье и стали разных профилей, а фондов не было и кооперация с Ижсталь-заводом не всегда получалась. Поэтому заказ выполнили с большой задержкой и в неполном количестве машин. Вот их параметры: четырехцилиндровый двигатель мощностью 22 лошадиные силы, скорость 85 километров в час, кузов на четырех пассажиров или, вариант, на полтонны груза, оригинальное безрамное шасси с солидной трубой карданного вала до заднего моста.
11 августа 1933 года новые, на сей раз четырехколесные детища можаровской гвардии стартовали от крыльца бывшего Офицерского собрания в пробег до Москвы. В пяти километрах от ее центра, на шоссе Энтузиастов, через девять дней их встретил сам С. С. Каменев. Рапорт об успехе, дополнительный показательный пробег вокруг столицы — и 21 августа ижевская автомотоколонна, салютуя клаксонами, въехала во двор Наркомтяжпрома.
Изделия в целом выдержали экзамен, и все же выпуск легковых автомобилей показалось экономичнее сосредоточить в Горьком. О возможностях Ижевска, однако, никогда не забывали в Москве. На совещании в Госплане СССР весной 1936 года, например, снова всерьез высказывались за «посадку» у нас завода годовой мощностью 50 000 машин.
Новинки 1933 года не прошли для города на Иже бесследно. По оценке Можарова, бывшего последние годы, до своей гибели в 1934 году, главным инженером автомобильного НИИ, эта работа стала «школой рабочей дисциплины». Он считал, что «цепкость рук ижевского рабочего» еще достойно покажет себя. И ижевцы воплотили мечту инженера: 29 октября 1970 года был пущен главный конвейер автозавода.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
|