|
|
До войны, Время техники «Крестным отцом» пятого стал недавний выпускник МВТУ Александр Целиков. И тридцати-то еще не было беспартийному специалисту, когда Родина, невзирая на ранжир, поручила ему стратегически важное дело. Инженер оправдал доверие. Проект был сделан им образцово и воплощен в срок. С «трамплина» ижевского блюминга. А. И. Целиков стал академиком, лауреатом Ленинской и трех Государственных премий.
Но все это придет позже, а в ночь на 18 декабря 1934 года он опробовал блюминг вхолостую. Все, казалось, работало как часы. Следующей ночью зажгли печи, и как только металл «доспел», молодой инженер заново оживил механизмы поворотом рукояти контроллера.
Свистящий гул сотен рольгангов, волокущих самый; первый раскаленный слиток, заглушил рукоплескания полутысячной, несмотря на два часа ночи, толпы.
— Ух, катит! Вот силушка!
— Смотри, в валки затягивает! Ну, хрумает...
Первый слиток благополучно обжали в блюмс и оттащили в дальний пролет. Но семь других слитков сверзились с рольгангов, испортив торжество. Разбирались несколько дней всем цехом. Виновата оказалась и неточная настройка и недогрев, и оплошности операторов. Через неделю на блюминге началась нормальная рабочая смена. Ижевцы укротили сложнейшее электрическое хозяйство,, поставленное английской фирмой «Метро-Виккерс». Оно стало исправно переводить энергию ИжТЭЦ в усилия тяжелых валков. А механизмы, проданные фирмой Крупна, приняли-таки ижевскую сталь. Первые дни прокатывали всего по дюжине тонн блюмсов, а 22 октября 1935 года дали уже 190 тонн, перекрыв проектную мощность.
Несколько раз уже на страницах нашей летописи вы наталкивались на упоминания иностранных фирм. Действительно, и первые «Ижи», и станок «Удмурт», и турбины ИжТЭЦ, и вот этот блюминг рождались на зарубежной технической основе.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
|