|
|
Великая отечественная, 44 года без войны Как бы то ни было, за два послевоенных десятилетия исчезли последние рецидивы «села Ижева». Все центральные улицы стали с асфальтом. Про «торцовку» и старики: забыли. Городское стадо через центр уже не гоняли.. Ижевчане (так мы стали себя называть вместо ижевцев) посолиднели, все чаще пересаживались с «ижиков» на «Москвичи» и даже «Волги».
А 12 декабря 1966 года ижевчане и сами выкатили первый свой экспериментальный автомобиль (точнее, шестой— после можаровской пятерки). Через четыре года на автозаводе уже в полную силу работал главный конвейер. Пошел очередной ижевский «поток». Одним из авторов его был третий дважды Герой в истории Ижевска Иван Федорович Белобородое. Почти четверть века возглавлял он огромный завод — много больше любого из прежних генералов или «красных директоров». Крутой, масштабный человек! Острословы именовали его Иван: Железный.
Он командовал индустриальным гигантом конца XX века. Биение его пульса лучше всего уловить у протянувшегося на добрый километр главного конвейера автопроизводства. Поражает, как постепенно из «ничего» там лепится нечто материальное, рычащее, мчащееся. Непостижимый лабиринт больших и малых конвейеров, что спускают или возносят в готические переплетения конструкций сотни узлов и агрегатов. Молодые парни и девушки упругими, отточенными движениями ввинчивают, вгоняют,, вставляют детали. А цепи тянут автомобили к воротам, и: электронное табло отщелкивает новую цифру — количество готовых «ижей». Четвертый миллион их нарабатывают-ижевчане!
И эти, и многие другие цифры, показывающие мощь. города-завода, принесли ему орден Октябрьской Революции. В соответствующем Указе от 11 декабря 1978 года: подчеркнуты «революционные и трудовые заслуги трудящихся Ижевска, их вклад в обеспечение разгрома немецко-фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне, достижения в хозяйственном и культурном строительстве». Да, были ордена на знамени двух главных заводов, и вот украшено знамя всего города. Это ко многому обязывает и отнюдь не дает права замалчивать упущения в экономическом, градостроительном и идеологическом развитии удмуртской столицы.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
|