История города Ижевска

Ижевск — столица Удмуртской республики.
Город образован в 1760 году
  Основатели Ижевска     Фотогалерея  

 
 
 

Становление города, Основа города-завода


Если главный корпус — сердце города-завода, то лари— его энергетические артерии, пронзавшие весь заводской организм. От них «кормились» водой колеса. Из ла-ревых колодцев, что под нишами, по меньшим трубам вода шла на плицы и ковши колес, рассредоточенных по мастерским. Усилие от окованных железом, смазываемых дегтем валов передавалось на добрую сотню метров в кузни, пильни и шустовальни посредством канатных, а позже :И ременных передач. Мощности водяных двигателей достигали 20 лошадиных сил. Но для сортопрокатки, к примеру, требовались двигатели вдвое мощнее.

Чтобы колеса работали в полную силу, к 1840-м годам требовалась разница между уровнем пруда и реки уже в 10,5 метров. Колеса все увеличивались в числе. В 1850 году 40 их работало на оружейное производство и 17 на кричное. Росли их размеры. Диаметр наливных колес превысил семь метров. Они жадно глотали воду шеренгами своих ковшей. (Колес с плоскими плицами становилось все меньше.) В 1858 году для стволосверлильной мастерской склепали первое металлическое колесо, через пять лет их стало уже с десяток.

Завод хронически страдал от нехватки «рабочей» воды. Это заставило призадуматься об установке паровой машины. В 1841 году прислали проект ее установки. Но инженер-капитан А. П. Семенов убоялся сложностей и отверг его. Неудачей закончилась в 1845 году и попытка установить паровой молот. Дешевый крепостной труд не слишком-то «озабочивал» администрацию к хлопотам вокруг чего-то принципиально нового.

Создатели «фабричных мельниц» заслуживают доброго слова. Первая половина XIX века — время расцвета на Иже гидротехнического дела. Занимались им архитекторы, военные инженеры и простые плотники, помнящие все секреты деревенских колесных или мутовчатых мельниц. Ведь от заводских колес они в принципе ничем не отличались. Кстати, обычных мельниц, ветряных и водяных, в Ижевске середины прошлого века было до десятка.

Восемь лет велись работы по реконструкции плотины и сопутствующего хозяйства. 1824 годом датируется такое «Свидетельство»: «Произведено под смотрением и наблюдением архитектора восьмого класса Дудина расширение и повышение заводской плотины, укрепление берега и перестройка старого ларевого прореза... Все произведено прочно, из назначенных по сметам материалов».

Через десяток лет плотина еще более похорошела. По верху ее пошло мощенное камнем шоссе с водостоками да деревянные тротуары с кирпичной «перильной стенкой». Устроили два ряда бревенчатых наплавней для «предохранения от наплеска волн». Внутри «вешняшного двора» поставили Иордань в виде часовни на тосканских колоннах. Сделали навес над родником у южного взвоза. Длина плотины вместе с дамбой, заворачивающей на Осипов мыс, достигла шестисот метров. Отныне она еще лучше обеспечивала «скоп воды на заводское действие».

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7 


  © 2009   История города Ижевска с момента основания до конца 20-го века