|
|
Село Ижево, Быт и нравы села Ижева Ни одна гульба не обходилась без убитых. Главными по числу жертв были кулачные бои, шедшие прямо-таки по олимпийской методе: Зарека с Горой, Гора с Колтомой, Гора с Карлуткой... Да еще в строго определенных местах, да еще с наблюдателями. Это был хорошо отрегулированный клапан для пуска «паров» у потенциальных бунтарей.
Власти особенно не преследовали (а может быть, и поощряли) пещерный мини-патриотизм: «Вот мой околоток, моя улица. Кто не отсюда — чужак». И шли стенка на стенку, «жуланы» на «рябинников», нагорные на заречных... Классовое единство при этом забывалось начисто.
Жестоки были бои на Иже, не то что «там в России». Били лежачих, резали ножами. Подполковник Лилиен-таль заметил в 1893 году: «Все рабочие здесь привыкли носить при себе различное оружие обороны (ножи, кистени, мешочки, наполненные дробью). По закону здешнему при нанесении легких ран допускается примирение с вознаграждением в 10—15 рублей. Размер этот установлен обычаем. Поэтому среди рабочих развилось легкое отношение к здоровью своего ближнего».
Весело было на масленицу. Непременно делали «ледянки» или «катушки» — то маленькие горки, то аж бобслей-¦ные трассы, тянувшиеся с Горы через полпоселка. Затем готовили «лоток». Пластину, отпиленную от бревна, выдалбливали, как корыто, намораживали снизу воду и усаживались, до восьми человек.
Коли «баско» промчат мимо бумажных фонариков со свечками, то девки целуют парней под Горою и вверх идут с песнями, а не то и закричат с хохотом: 1 [е за што! Плохо лотком правили.
Коли парень, бывало, никак не женится на девушке, ЧТО прежде сватал — то свалят такого в лоток и так, сидя на нем, и съедут.
Издревле еще на масленицу ладили двухсаженный снежный «город» и брали его штурмом, требуя контрибуцию с «городничего». А под вечер на обрыве над прудом жгли соломенную «масленицу».
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
|