|
|
Цепи сбросивший народ, Будни и праздники революции «Пролетарка — муза огнеока...» Этот образ из призывной поэзии Микулы Вольного может иллюстрировать изменение отношения к некогда осмеиваемой ижевке. Само словечко это и после Октября-то было еще чуть ли не ругательным. Уже потому, кстати, понадобился неологизм «ижевчанки — ижевчане».
Подруга оружейника традиционно домохозяйка. Лишь в пореформенный период единицы их допускались к таким операциям, как окраска стволов, приготовление глины для тиглей, другим малоквалифицированным работам. В «германскую» войну на заводе в полную силу, иногда даже на станках, трудилось около двух тысяч женщин. Они подчинялись всем тяготам непосильной военной дисциплины, работая по 13 часов, не получая скидок на свои слабости и потребности.
После свержения самодержавия стихийно создалась общеижевская женская организация при женской гимназии. «Дамы из общества» тянули новых подруг к лозунгам типа «Война до победного конца!» и пытались ограничить все щипанием корпии. А некоторые передовые учительницы, жены рабочих и сами работницы стремились идти с большевиками. Общество распалось.
Новое, уже коммунистическое объединение ижевча-нок, было создано в феврале 1919 года на собрании в горкоме партии. 8 марта от завода началась женская манифестация. «Особождение женщины — есть дело рук самой женщины»,— призывал тогда Василий Фомин. Колонна с 32 Красными знаменами растянулась на версту. На Сенной двадцать ораторов, среди которых почти половина — женщины, сказали зажигательные речи о единстве пролетариев и пролетарок. Ижевчанки впоследствии вместе с мужчинами сражались за Ижевск, поднимали его из разрухи, снабжали армию оружием.
С весны 1920 года широко распространились по Ижевску огородные коммуны, прообраз нынешних садоводческих товариществ. И главный трудовой вклад здесь, бесспорно,— женщин. Коммуны эти дали надежную подкормку оружейникам в голодные годы.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|