|
|
До войны, Время техники «Ижевск — родина первого советского мотоцикла!» Так и гяиет козырнуть этим привычным лозунгом, тем паче в прологе я клялся, что родной город лучше всех других.
II все же истина дороже. У города на Иже достаточно | воей славы. И незачем ему унижаться присвоением чу-И(0Й, Да, в годы первых пятилеток у нас мелькал такой НОЗунт, превратившийся в журналистский штамп. Но сло-|м ге были скорее призывом к действию, нежели признанием реального первенства.
Факты же таковы. Семейство можаровских тарахтелок при всех их эстетических и конструктивных достоинствах мерным было лишь на Урале, а в серию вообще не пошло. 1 1| гались «ижи» 1929 года точно такими же экспериментальными одиночками (может, только более надежными ПО российскому бездорожью), что и самоделки московских, тульских, харьковских, ленинградских умельцев. Вог последним-то с заводов «Красный Октябрь» и «Промет» и удалось в сентябре 1930 года выдать торговле первую полусотню серийных легких мотоциклов «Л-300». Были они, правда, точной копией немецких «ДКВ», но ведь и Можаров многое заимствовал у западных коллег.
Говоря о первенстве Ижзаводов, нельзя забывать о> весьма острой атмосфере здоровой конкуренции и частной инициативы да и об аппетитах «акул империализма».. «Общество бирмингамских оружейных заводов», например, еще до первой пятилетки начало настойчиво бороться^ за советский рынок, продавая на самых льготных условиях: свои мотоциклы марки «БСА». Не дремала и упомянутая, выше фирма «ДКВ». Даже сами ижевцы спасовали было-поначалу перед буржуями. 2 апреля 1928 года комиссия Ижзавода признала, например, необходимым передать проектирование будущего мотопроизводства за границу!* Не пришлось.
Неказистым «ижикам» предстояло опередить сияющую» лаком и гербами стайку «иностранцев». Дело, как считали пессимисты, безнадежное, но курс партии на создание отечественной индустрии был непреклонным. «Ижевские оружейные заводы» в конце концов победили «Бирмингамские оружейные...» и иные прочие заводы.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
|