История города Ижевска

Ижевск — столица Удмуртской республики.
Город образован в 1760 году
  Основатели Ижевска     Фотогалерея  

 
 
 

До войны, Время техники


«Ижики» рвутся на конвейер. Итак, после споров и сомнений на старинной Базарной улице в 1933 году все же закипела работа над хоть и маленькой, но серией. Чтобы выдать ее, ижевцам пришлось залатывать технологические прорехи множеством доморощенных хитростей. Например, требовалась яркость покраски «стального коня» и чистота слоев лакировки. Дело небывалое, нужны трудоемкие операции с использованием замши. Но мастер лакировочного цеха Шориков по-простецки применил шубный рукав. И снизил себестоимость лакировки втрое! И был премирован за это 200 рублями на празднике мото-циклостроителей в саду имени Горького.

Постепенно, методом проб и ошибок, с бесчисленными поправками, вносимыми изворотливой конструкторской мыслью, на низеньких столах-верстаках посреди инструментального цеха сварили, сколотили, свинтили пять первых машин марки «НАТИ-А 750». Это был шедевр Можа-рова — тяжелый, двенадцатисильный мотоцикл, который сам он расценил не ниже американских моделей. Это была серьезнейшая проба сил ижевских машиностроителей.

К Первомаю того же года мотоциклы выкатили на Базарную. Гонщик Корзинкин начал лихо обкатывать их, пугая городское стадо ревом небывало мощного мотора. Из туч пыли до любопытствующих корреспондентов (среди них, кстати, был и будущий писатель П. П. Вершиго-ра) доносился восторженный клич:

— Ни одна из моих прежних машин не выдерживала такой сумасшедшей езды по ижгрязи!

Через пару месяцев модель эта неплохо показала себя в трудном автомотопробеге. Однако в большую серию ее

почему-то решили пускать не у нас, а на Подольском заводе швейных машин. Там вскоре можаровская разработка и заглохла. Скажем прямо, запороли чужие руки все те лекала. Тем не менее многострадальное опытное производство на Иже крепло, отстаивало свою самостоятельность.. Все тверже правительство страны убеждалось в необходимости ассигновать десять миллионов рублей для «мотозавода-гиганта». Годовой выпуск ему назначили как фирме «ДКВ» — 50 ООО машин. Опериться заводу помогла поддержка Г. К. Орджоникидзе, а также председателя мотосекции Автодора, зампредседателя Реввоенсовета С. С. Каменева, награжденного ижевцами прежде именным карабином.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13 


  © 2009   История города Ижевска с момента основания до конца 20-го века